ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН - Новости

http://iea-ras.ru/index.php?go=News&in=view&id=1840
Распечатать

Отчет о семинаре/вебинаре по медицинской антропологии

   6 августа в Малом зале ИЭА РАН прошел очередной семинар по медицинской антропологии на тему «Исцеление и культурная память как содержательная сторона культа спиритических кукол на Кубе».



На этом семинаре/вебинаре научный сотрудник центра медицинской антропологии к.и.н. Нестор Александрович Маничкин представил доклад по материалам полевых исследований, проведенных им в Гаване в июне 2019 года. В центре внимания участников семинара был обряд, на котором создавалась одна и «усиливалась» другая спиритическая кукла. Обряд включал песнопения, танцы, сборку кукол, инкорпорацию духа (ИСС), жертвоприношение и прорицание; он проходил в одной из религиозных общин Гаваны, ориентированной на духовно-магическую традицию пало и так называемый спиритизм крусадо. Докладчик продемонстрировал фрагменты видеозаписи, аудиозапись и фотографии, сделанные им во время обряда. В ходе этого ритуала одна из присутствующих на нем женщин, обращаясь к сакральным силам, пыталась разрешить проблемы, связанные со здоровьем и семейными делами. По мнению докладчика, спиритизм крусадо является транскультурным мостом между целым рядом религиозных и религиозно-магических традиций острова (оча, пало, арара и другие), а также способствует сохранению этнокультурной памяти. В связи с этим тезисом был рассмотрен культ спиритических кукол, имеющих внутри специфический состав и соотносящихся не только с теми или иными божественными силами, но и с различными этнорелигиозными общностями Кубы: европейцами, африканцами (конго и лукуми), цыганами, индейцами. Н.А. Маничкин подробно остановился на образе куклы Мамы Франсиски, олицетворяющей, с одной стороны, эпоху рабовладения и связанные с ней исторические травмы, а с другой – прародину Африку и море, выступающее в афрокарибских культах в качестве вечного источника жизни и смерти.



Докладчик ответил на вопросы присутствовавших, в том числе связанные с материальной стороной культа: этнографов интересовало, каким образом, кто и как делает кукол, какие для этого используются материалы, менялись ли техники их изготовления. К.и.н., с.н.с. отдела Севера и Сибири ИЭА РАН Е.П. Батьянова поинтересовалась обстоятельствами, связанными с избавлением от кукол и других сакральных объектов в афро-кубинских культах.

Д.и.н., заведующая центром медицинской антропологии ИЭА РАН В.И. Харитонова задала ряд уточняющих вопросов, связанных с измененными состояниями сознания у кубинских практиков, а также с магическим функционалом спиритических кукол.

К.и.н., доцент кафедры искусствоведения РГУ им. А.Н. Косыгина О.В. Горшунова подметила признаки пережитков культа Великой Матери в культе водного нигерийского божества Йемайа и предложила обсудить возможность относить традиции спиритизма крусадо к тому, что принято считать спиритизмом, и рассмотреть это как религиозный феномен, чем вызвала дискуссию среди участников семинара. Докладчику был задан и ряд других вопросов многими специалистами, участвовавшими в работе семинара, в т.ч. онлайн.



В семинаре/вебинаре принимали участие и зарубежные специалисты. В частности, доктор медицины (PhD), доцент Национального центра общественного здоровья и анализов в Софии (Болгария) Илияна Янева-Балабанска заинтересовалась вопросом создания кукол с разнообразными функциями, в т.ч. вредоносными, что по ее наблюдениям встречалось, например, у болгар.

Д.ф.н., профессор О.Б. Христофорова уточнила символические и смысловые связи между спиритическими куклами и католическими статуями в рамках феномена религиозного синкретизма, дополнила информацию докладчика своими наблюдениями.

Специалист по Латинской Америке, д.и.н, в.н.с. центра европейских и американских исследований ИЭА РАН Э.Г. Александренков дополнил выступление докладчика кратким экскурсом в вопрос об индейских аборигенах Кубы, дал информацию об экспедиционных материалах, хранящихся в архиве ИЭА РАН, а в заключительном слове, которое было ему предоставлено ведущей семинар В. И. Харитоновой, высоко оценил доклад Н. А. Маничкина и пожелал ему успехов в дальнейшем изучении афро-кубинской культуры.





| 08.08.2019 12:29