ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН - Новости

http://iea-ras.ru/index.php?go=News&in=view&id=1931
Распечатать

Отчет о заседании ЦИМО 5 декабря

  5 декабря в Кабинете-музее этноархеологии им. С.П. Толстова состоялся семинар Центра по изучению межэтнических отношений, посвященный итогам комплексного этносоциологического исследования
в Крыму в октябре 2019 г.



В ходе проведенного с 5 по 19 октября исследования были опрошены 647 респондентов в Симферополе и его пригороде. На семинаре выступили докладчики с промежуточными итогами исследования, основанными на данных массового опроса и личных наблюдениях группы исследователей.

С приветственным словом выступил руководитель проекта заместитель директора ИЭА РАН, к.и.н. Роман Александрович Старченко. Он отметил, что данный опрос в Крыму проводится ежегодно с 2013 года. Результаты исследования этого года в целом подтверждают данные предыдущих лет и не вызывает вопросов в плане репрезентативности. Также Роман Александрович кратко рассказал о темах докладов участников опроса, после чего дал слово сотруднику ЦИМО, к.и.н. Ивану Владимировичу Севастьянову.



В рамках темы, посвященной изучению представлений крымчан о «Коренном» и «некоренном» населении Крыма, он рассмотрел особенности употребления понятия «коренное население (жители)» среди представителей разных этноязыковых групп полуострова. Двумя основными рассматриваемыми группами было русскоязычное (преимущественно русское) и крымскотатарское население. Согласно приведенным в выступлении данным, чуть больше 40 % русскоязычного населения отметило, что родиной для них является Крым. Среди крымских татар понимание Крыма как родины оказалось на порядок выше – 78%.

Аспирант третьего года обучения Дмитрий Александрович Каунов выступил с докладом «Русское население и государственные языки Республики Крым». Он сообщил, что по результатам его опроса удалось выявить две почти одинаковые по численности группы русских, которые можно подвергнуть сравнению. В первую группу вошли респонденты, заявившие, что оба их родителя русские. Во вторую группу – те, кто указал, что один или оба их родителя имеют иноэтничное происхождение.



Исследователем было отмечено, что наблюдается определенная связь между этническим происхождением респондентов, которые назвали себя русскими по национальности, и знанием украинского языка. Те русские, которые заявили, что имеют иноэтничные корни, показали более высокий уровень владения украинским языком, что объясняется наличием у большинства представителей этой группы украинских этнических корней. Это соотношение подтверждает и доля респондентов в обеих группах, в той или иной степени проходивших обучение в школе на украинском языке. При этом доля тех респондентов, которые в повседневной жизни используют украинский язык, и в той, и в другой группе оказалась крайне незначительной, что подтверждают и ответы респондентов о предпочтениях в отношении языков изучения в школе для детей и внуков.

Доклад аспиранта второго года обучения Мурата Юсуфовича Донежук был посвящен теме «Крымскотатарский язык в крымскотатарской среде». В рамках данной темы был затронут вопрос знания крымскими татарами своего родного языка, а также их личного отношения к этой проблеме. Использованные данные показали, что с уменьшением возраста опрашиваемых в целом снижался и уровень знания крымскотатарского языка. Т.е. это позволило предположить, что молодое крымскотатарское население знает свой родной язык на порядок хуже, чем старшее поколение. Это подтверждается в том числе и личными наблюдениями. Была отмечено, что вопрос владения языком самими крымскими татарами воспринимается достаточно остро.



Павел Александрович Серин в своем докладе «Отношение крымчан к некоторым вопросам о нравственности и морали» представил для обсуждения результаты ответов жителей Симферополя о степени социального контроля над сексуальным поведением человека. Для предварительного анализа были выбраны два вопроса: 1) «девственность до брака» и 2) «сексуальная ориентация и институт».

Около половины всех респондентов высказали согласие с утверждением, что «девушка должна сохранять девственность до свадьбы», при этом больше четверти людей, указавших русскую или украинскую национальность, ответили, что «девственность - личное дело женщины, и она никому «не должна». В то же время почти 67% крымскотатарских респондентов заявили, что полностью согласны с утверждением о сохранении девушкой девственности до брака. Результаты ответов на вопрос о том, есть ли у руководства вуза право исключать студентов за «нетрадиционную сексуальную ориентацию» из университета, оказались более однозначными. Почти 72% всех респондентов выбрали вариант, что «сексуальная ориентация – это личное дело человека и вуз не имеет права ее контролировать».




| 07.12.2019 17:11