ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
14.12 | Заседание Диссертационного совета ИЭА РАН 17 декабря
14.12 | Юбилей Татьяны Андреевны Ворониной
14.12 | Заседание Американского семинара МАЭ и ИЭА РАН 17 декабря
07.12 | Отчет о заседании Американского семинара МАЭ и ИЭА РАН 6 декабря
07.12 | Отчет о заседании ЦИМО 5 декабря
06.12 | Семинар "Звук в поле"
05.12 | Отчет о заседании Ученого совета ИЭА РАН 3 декабря
05.12 | V Власовские чтения в ИЭА РАН
04.12 | Отчет о Северном семинаре 28 ноября
04.12 | Отчет о совместном семинаре ИЭА РАН и Центра рисованных историй РГБМ
МЫ НА Facebook
СЕРИЯ НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 Новости

Даты и события
  Обсуждение Концепции нового учебника по истории Отечества
Вторник, 08 Апрель 2014
 

ТАСС-аналитика, Накануне.Ru: Обсуждение Концепции нового учебника по истории Отечества

   Директор Института этнологии и антропологии РАН академик Валерий Тишков: «Нам нужен подход к истории, где бы каждый увидел себя, свое место. Если этого не будет, то не будет нашей общей истории. Нам нужен национальный нарратив, который есть у любого уважающего себя государства.

   Но главная задача – написать учебник так, чтобы не было стыдно ни завтра, ни послезавтра».

Обсуждение Концепции нового учебника по истории Отечества

   8 апреля в малом зале Госдумы состоялся круглый стол Комитета по образованию на тему «Российская историческая традиция: содержание учебников истории». Собравшиеся обсудили насущный вопрос - как жить в условиях, когда будет принята единая для всей страны линейка учебников истории, и каким критериям должен отвечать новый учебник.

   Многие новостные агеннтства (RG.RU, РИА Новости, ТАСС-аналитика, Накануне.Ru, Inform-24.com, Ино­Пресса и др.) опубликовали репортажи с Круглого стола.

1. Публикуем выдержки из новостной ленты "ТАСС-аналитика":

   Первым в рамках мероприятия выступил Вячеслав Никонов, который поделился своим взглядом на весь ход российской истории в том виде, в котором ее было бы неплохо изложить в российских учебниках истории. По мысли Никонова, многие представления об истории России являются в чистом виде мифами. Скажем, идея о непомерно раздутом бюрократическом аппарате - на самом деле российский госаппарат исторически был существенно меньше (учитывая размеры страны и население), чем на Западе и на Востоке от России. И даже сегодня он кратно меньше, чем в большинстве стран ОЭСР.

   Как заявил Никонов, Россия во многом выгодно отличалась от большинства государств Западной Европы. Ее территориальная экспансия, к примеру, не сопровождалась уничтожением народов. А в госуправлении задействовано было непропорциональное число представителей «не титульной нации». Россия не знала религиозных войн, а все репрессии против представителей иных религий носили преимущественно политический, а не религиозный характер.

   Меж тем в исторической науке, по мысли Никонова, давно царит западоценрический взгляд. «Была ли Россия частью западной системы?» - задался вопросом Никонов. По его мнению, однозначно положительный ответ на этот вопрос не возможен. Россия, чтобы понравиться Западу, уверен он, должна просто перестать существовать.

   Академик Александр Чубарьян, в свою очередь, заметил, что тренд по написанию новых национальных учебников истории не является сугубо российским. Российское общество тоже осознало, что именно преподавание истории ведет к созданию национальной идентичности. При этом, полагает Чубарьян, вариативность образования является иллюзией. Существование сотен учебников лишает возможности учителя просто ознакомиться с ними, даже если не учитывать, что столько учебников школы не в состоянии приобрести.

   В новой концепции единого учебника истории, как подчеркнул Чубарьян, учтены консенсусные представления ученых о процессе развития российской истории. Скажем, давний спор норманистов и антинорманистов практически закончен - Рюрик все-таки был из Скандинавии, но быстро адаптировался к древнерусским реалиям - все-таки Древняя Русь не стала частью Швеции. Несмотря на «критику справа», заявил Чуцбарьян, был предложен и термин «советский вариант модернизации».

   А вот по мнению главы комитета по безопасности Ирины Яровой, общая линейка учебников не должна ограничиваться только учебниками истории. К ним должны быть добавлены и общие учебники по литературе и родному языку. И учебники эти не должны быть написаны с точки зрения «ущербной политической позиции». У всех детей от Калининграда до Камчатки должны быть одинаковые учебники, одно образование, полагает Яровая.

   Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский в целом согласился с Яровой, но пожелал еще и «более живую историю». Вице-спикер вспомнил об учебнике времен премьерства Черномырдина, где, как уверил Жириновский, говорилось, что на думских выборах 1995 года «Наш дом - Россия» (блок под предводительством Виктора Степановича, тогдашняя «партия власти») занял второе место. Меж тем, как второе место заняла ЛДПР, негодовал Жириновский. И предложил историкам обращаться к живым участникам событий, то есть к самому Владимиру Вольфовичу.

   Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своем выступлении сосредоточился  на теме истории героев. По мысли отца Тихона, в преподавании истории более важен воспитательный аспект. Отец Тихон привел в пример опрос среди молодежи, где основными ценностями назывались деньги, жилье, здоровье и только на последнем месте была любовь к Родине. Героизация истории была бы, по его мнению, лекарством от этого.

   Глава института этнографии РАН Валерий Тишков, в свою очередь, призвал коллег отказаться от «огульного открещивания» от того, что было написано в учебниках истории в последние 20 лет. По мысли Тишкова, учебники этого периода в целом вполне достойные и нельзя говорить, что кто-то их писал по заказу Джорджа Сороса. Однако для совершенствования исторических учебников нужно несколько вещей. Прежде всего, историки должны писать их нормальным языком, а в центре подхода к истории должен быть граждане. Они должны увидеть в учебнике истории себя, думает Тишков.

   Преподавание истории в школе - дело огромной государственной важности. Так считает доктор исторических наук Игорь Фроянов. По его мнению, эту задачу должно решать исключительно государство, не полагаясь на общество. Роль государства и его взаимоотношений с обществом должна быть в центре историописания, считает Фроянов.

   А по мнению директора института археологии РАН Николая Макарова, тревожно то, что число часов преподавания истории в вузах снижается. «У нас скоро может не остаться специалистов, которые способны читать скоропись и полукурсив», - беспокоится Макаров.

   «Понимая страну, человек начинает ее уважать. А там и до любви недалеко», - так описал необходимость процесса познания родной истории завкафедрой истории России до конца 18-го века истфака МГУ Николай Борисов. Для этого, полагает Борисов вслед за Тишковым, необходимо, чтобы учебники были написаны грамотным языком. Меж тем, по его словам, историков никто не учит грамотно писать, в университете нет даже курса ораторского искусства. Учебник - по мысли Борисова - лишь один из способов приобщения граждан к своей истории. Магистральный путь - в создании историко-культурного пространства, уверен ученый.

   Заведующий кафедрой истории России 19-го-начала 20-го века Сергей Мироненко призвал собравшихся не забывать о слове, которое не звучало в обсуждении - слове «правда». Как подчеркнул Мироненко, когда отец Тихон говорил о героях, ему сильно не хватало антигероев. Российская история - не только история побед, но и история поражений. А взращивание патриотизма должно происходить через изучение истории родного села, города, района, семьи.

   Безусловно, даже эти ученые мужи в рамках одного взятого круглого стола решить все проблемы преподавания истории не в силах. Но как сказал Игорь Фроянов в рамках мероприятия, создание нового учебника истории - «вещь не одноактная, не одномоментная». Так что работа будет продолжаться.

2. Публикуем выдержки из новостной ленты "Накануне.Ru":

   При создании концепции нового учебника по истории Отечества возник вопрос, как освещать историю Украины, рассказал академик РАН, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян сегодня на круглом столе в Госдуме, передает корреспондент Накануне.RU.

   "Один из вопросов, который возник в ходе обсуждения концепции нового учебника, украинский. И это для меня было неожиданностью", - сказал Чубарьян в ходе круглого стола, посвященного новому учебнику истории Отечества.
 

   "Эта тема постоянно у нас существовала, мы нашли консенсус с академической наукой на Украине, представители которой считали, что Киев, прежде всего, начало украинской государственности. Коллеги на Украине согласились с тем, что Киев положил начало древнерусского государства, это колыбель для трех народов: русского, украинского и белорусского. Помимо Киева, конечно, был еще Новгород и Москва", - рассказал он.

   Еще одним трудным вопросом, который возник при создании нового учебника, был вопрос происхождения древнерусского государства.

     "Когда мы говорим о происхождении древнерусского государства, есть важный аспект - споры по поводу норманской теории. Но по этому поводу мы уже приняли единую концепцию: у нас пришел Рюрик, он пришел не на пустое место, у нас уже была развитая культура, и важно, что он не назвал государство скандинавским, а назвал его древнерусским", - отметил академик.

   Еще одним важным моментом стал вопрос освещения в учебниках истории 20 века. "Мы предложили новый подход к революции, но самое главное – мы предложили советский вариант модернизации, он вызвал большое отторжение у нашей либеральной части, но неожиданно я получил поддержку из Германии", - рассказал Чубарьян.

   Он также отметил, что настало время заняться не только учебником по истории, но и по географии. В этом его поддержала председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, добавив, что также нужны единые линейки учебников по литературе и русскому языку.

   В свою очередь, говоря о концепции учебника истории Отечества, председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов подчеркнул, что в новом учебнике истории должна быть показана суть русского народа и его путь.

    "В последние время очень многие обсуждают вопросы, связанные с учебником истории, все обсуждения касаются важных, но не центральных вопросов, например, как называть монголо-татар и как изобразить Сталина. Но сейчас настало время обсудить вопросы, связанные с сутью – что такое Россия, кто мы, откуда мы идем, почему идем именно таким путем и как мы отличаемся от остального мира", - сказал Никонов. 

   "И разговор о России, наверное, надо начинать с уважения к собственному прошлому", - подчеркнул он.

   "Эта ситуация подтолкнула нас к ревизии истории, новой истории. Нам нужен подход к истории, где бы каждый увидел себя, свое место, если этого не будет, то не будет нашей общей истории. Нам нужен национальный нарратив, который есть у любого уважающего себя государства", - отметил в ходе дискуссии директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков.

   Он добавил, что при описании исторических событий важно приводить параллель с людьми, жившими в ту или иную эпоху. "Но главная задача – написать учебник так, чтобы не было стыдно ни завтра, ни послезавтра", - подчеркнул Тишков.

   При написании учебника важно также руководствоваться интересами нашего государства, отметил профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Игорь Фроянов. "У нашего государства есть свои взгляды на историческое развитие, вот в соответствии с ними и надо писать новый школьный учебник", - сказал он.  "Иными словами государство должно полностью взять на себя эту миссию, не обращая внимания на крики либеральной общественностью", - заключил Фроянов.

   Мария Степанова


3. Академик Валерий Тишков на своей странице в Фейсбуке 8 апреля 2014 г. пишет:

   "Сегодня в Госдуме были публичные слушания про учебник российской истории. Организовал и сказал красиво в самом начале Вячеслав Никонов. В свое выступлении я сказал, что тотальное отрицание ситуации с учебниками по истории в последние 20 лет - это самооговор: никаких "соросовских учебников" в школе уже давно нет, а вместо "татаро-монгольского ига" лет 30 как используется термин "ордынское господство" или правление!

   Про то, что нужно улучшить в рамках нового стандарта также сказал, но совсем не то, что появилось в интернет-информации про это заседание. Дурной журналист с кем-то меня спутал, хотя это было трудно сделать (выступали Чубарьян, Яровая, Жириновский, Шевкунов и другие). Перед этим в интернете на эту же тему был размещен анонимный доклад некоего ЦПИ, который напоминает больше погромный донос наподобие недавнего доклада РИСИ про ряд авторитетных институтов и НКО. Какое-то предчувствие времен китайского хунвэйбинства".
  
   Подробнее см.:
http://www.nakanune.ru/news/2014/04/08/22348071
- Споры вокруг нового учебника истории (Накануне.Ru)

http://tass-analytics.com/stories/duma-za-istoriyu - Дума за историю (ТАСС-аналитика)

   Также см.:
https://www.facebook.com/profile.php?id=100003280900276 - Страница академика В.А. Тишкова на Фейсбуке

 Источник: Накануне.Ru
 Прочитали: 374 раза
Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Новости по теме:
  • Выставка "Эти особенные люди. Портреты сибирских шаманов"
  • Пермский край: Всероссийский форум национального единства
  • The Valdai Discussion Club
  • Академик Валерий Тишков о сирийских беженцах в Качараево-Черкесской республике
  • Лекция академика В.А. Тишкова "Россия и российский народ в современном мире" физикам-ядерщикам

    Читайте также:
  • V Власовские чтения в ИЭА РАН
  • Отчет о Круглом столе в Музее Востока
  • Конференция молодых ученых "Актуальные вопросы этнологии и антропологии" в ИЭА РАН
  • Ушел из жизни М.Н. Губогло
  • Отчет о заседании Ученого совета ИЭА РАН 19 ноября

    Вернуться назад
  • ПОИСК
    ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ



    Число публикаций на elibrary.ru 11013
    Число публикаций в РИНЦ 9926
    Число публикаций, входящих в ядро РИНЦ 2410
    Число цитирований публикаций на elibrary.ru 104392
    Число цитирований публикаций в РИНЦ 88462
    Число цитирований из публикаций, входящих в ядро РИНЦ 9930
    Индекс Хирша по всем публикациям на elibrary.ru 124
    Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ 116
    Индекс Хирша по ядру РИНЦ 19
    q-индекс 209
    i-индекс 18
    Число авторов 413
    Число авторов, зарегистрированных в Science Index 173
    Показатели цитируемости работ сотрудников

    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
    «« Декабрь 2019 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31
    15.12.2019
    КНИЖНАЯ ПОЛКА
    КТО НА САЙТЕ
    Посетителей на сайте:
    Анонимов: 127
    Пользователей: 0
    © ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН 2013—2014