В древнеиндийской театральной теории существует легенда о происхождении сценического искусства. Оно имеет высокое, небесное происхождение, и было создано Брахмой как специфическое отражение реальности, для того, чтобы показать «все дела этого мира». В мир людей театр сошел посредством мудреца Бхараты; человеческими усилиями повторяются действия, совершенные первоначально на небесах, в царстве Индры. Театр, таким образом, предстает здесь как зеркало мира, как его двойник, тень. Смысл же этого отражения заключается в обострении восприятия и размышления, в пробуждении одновременно эмоционального вчувствования и логического мышления обо всем, происходящем во времени, то есть о вещах возникающих и проходящих.
Курс посвящен истории, теории и этнографии театральной культуры Индии. Мы обратимся к ряду конкретных исполнительских форм, театров Индии, которые ныне считаются классическими (кудияттам, катхакали, анкхья-нат), народными (бхаваи, чхау, якшагана), ритуальными (разного рода лилы), а также и на профессиональный режиссерский театр Индии. Обратим внимание на географическое, социальное и этнокультурное пространства, в которых они формировались. Параллельно проследим ряд важнейших теоретических концепция и тем исполнительского искусства, постараемся увидеть, как теория «работает» на практике.
|