С докладами выступили:
- Лилия Овчарова, проректор НИУ ВШЭ, «Российские семьи: влияние экономических последствий пандемии и эффекты социальной политики»
;
- Сергей Зуев, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка), «Техно-пессимисты и техно-оптимисты: парадоксы общественного доверия»
;
- Андрей Байков, проректор МГИМО, «Глобальное неравенство в условиях пандемии: эффекты для региональной стабильности и безопасности»
;
- Марина Бутовская, заведующая Центром кросс-культурной психологии и этологии человека ИЭА РАН, «Факторы психологической адаптации и трансформация социо-культурных норм в условиях COVID-19»
Обсуждались вопросы:
- Как изменятся люди, наши современники, в результате пандемии? Их поведение, привычки, взаимоотношения?
- Изменятся ли их экономические стратегии, формы занятости, трудовые предпочтения? Их готовность к новым вызовам?
- Увеличится ли неравенство между людьми?
В своей презентации Марина Львовна Бутовская представила краткий анализ результатов исследований Центра кросс-культурной психологии и этологии человека о поведении людей в условиях ковидных ограничений, с упором на российский материал.
Исследователи сравнили различия в поведении людей в условиях пандемии в зависимости от гендерных, возрастных и семейно-статусных характеристик респондентов. В целом женщины демонстрируют более высокий уровень стресса в нынешних условиях. Хотя, по сравнению с нормой, повышение тревожности наблюдается как у женщин, так и у мужчин. Известно, что потребность в касаниях, дружеских объятиях и рукопожатиях существенно возрастает в условиях стресса. Однако, в нынешних условиях, ограничения, вызванные правилами карантина и социального дистанцирования, существенно ограничили возможности данного канала снятия стресса. Особенно тяжело это сказывается на пожилых и одиноких людях, что может приводить к ухудшению их психологического состояния.
Фото: Савостьянов Сергей/ТАСС
Более высокий уровень тревожности отмечен у людей, проживающих в большой семье. Семейные мужчины демонстрировали повышенную активность, и, по всей видимости, приняли на себя ответственность за обеспечение семьи в условиях карантина. Наряду с этим, в условиях пандемии одиноко проживающие женщины демонстрировали большую активность по сравнению с одинокими мужчинами.
Соблюдение правил социального дистанцирования положительно коррелировало с уровнем стресса у женщин, и отрицательно – у мужчин, что может отражать гендерную специфику поведения в кризисной ситуации.
Социальная интеграция и потребность в общении - важнейшая адаптация нашего вида. В условиях изоляции во время первой волны ковида, многие страдали от нехватки «живого» общения. Причем для женщин изоляция оказалась более тяжелым испытанием, чем для мужчин.
Несмотря на широко бытующие представления о том, что молодежь сегодня «живет» в социальных сетях, ситуация с карантинными мерами показала, что потребность в «живом» общении у них никуда не исчезла. Наши молодые респонденты подчеркивали, что испытывают острую нехватку реальных контактов с друзьями.
Фото: Савостьянов Сергей/ТАСС
В России ношение маски и социальное дистанцирование выступают индикатором сознательного поведения граждан. По нашим данным, наибольшая частота использования масок приходится на тех респондентов, кто был достаточно информирован об опасности ковида. В свою очередь, прослежена также связь между использованием маски и соблюдением рекомендуемой социальной дистанции.
Кросс-культурные сравнения норм поведения в условиях пандемии показали, что важным фактором успешности борьбы с распространением ковида в обществе является коллективизм и сознательное поведение граждан. В коллективистских культурах, популярной является установка: защищая себя – защищаешь других. Граждане следуют рекомендациям минздрава относительно масок, соблюдают социальную дистанцию и другие правила гигиены. В индивидуалистских культурах чаще наблюдается протестные настроения против требований изоляции и дистанцирования. Мир с нетерпением ждет вакцинации и возврата к нормальной жизни. Но опыт, полученный в эпоху пандемии нужно рассматривать как бесценный, и извлекать из него уроки на будущее, помня, что перед лицом подобных угроз уязвимо все человечество.
|